Foto

Татьяна Дёмина: «Ребёнок должен чувствовать, что учитель — друг…»

Дёмина Татьяна Михайловна — учитель физической культуры специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната (МКОУ СКОШИ) VIII вида г. Поронайска, категория высшая, педагогический стаж — 19 лет.

Татьяна Дёмина: «Ребёнок должен чувствовать, что учитель - друг…»

С 2011 года использует на уроках физической культуры и подвижных переменах японский мини-волейбол.

1.

— Родилась в Украине в г. Винница. Меня и старшую сестру мама воспитывала одна. Отец – военный, погиб при исполнении служебных обязанностей, когда я была маленькой. Росла физически активной, подвижной. В детстве любила с дедушкой ездить на сенокос.

С 12 лет стала заниматься в ДЮСШ по плаванию. Выполнила норматив кандидата в мастера спорта СССР. Однажды на мотоцикле «Ява» моего деда без разрешения проехала по нашей улице несколько метров, тут же получила травму, долго восстанавливалась, а затем «заболела» мотоциклами…

В 1989 году окончила Винницкий институт лесоагромелиорации по специальности «мастер-лесовод-озеленитель». Первый мой учитель Владимир Феодосьевич Шайдаюк – преподаватель лесодендрологии… Много интересных наблюдений за природой он подарил нам — студентам. Бывало, читает лекцию, видит мы «лежбище» на партах устроили, внимания никакого … «Посмотрите в окно, что вы там видите?» — спрашивает. Каждый говорит, что видит… — «Машина проехала», «Человек прошел»… А он в ответ: «Эх вы, весна на улице, а вы сидите здесь, идите отсюда». Его фразу «А теперь вы будете изрекать вашу речь не по письменному, а по устному, чтобы дурь ваша каждому была слышна» афоризмом в вузе стала… Без доброй иронии, без юмора я и сейчас свою жизнь не представляю — помогает в трудных ситуациях.

В черте Винницы в с. Пирогово находится музей-усадьба Н.И. Пирогова, в километре от которой располагается церковь-усыпальница, где покоится забальзамированное тело выдающегося хирурга (Мавзолей Пирогова — прим. автора), куда мы ездили на экскурсию. Там в музее я впервые услышала о вкладе Н.И.Пирогова в развитие отечественной педагогики, который считал главной идею общечеловеческого воспитания — воспитание полезного стране гражданина … Я тогда ещё не думала, что стану учителем…

В вузе продолжала заниматься спортом. Институт был в ведении Юго-Западной железной дороги. Выступала в соревнованиях по плаванию за команду железнодорожников.

Вуз окончила с красным дипломом. Это дало право свободного выбора места будущей работы. Решила поехать на Дальний Восток. Причиной тому стали стремление к самостоятельности, познавательный интерес. В Хабаровске в Дальневосточном управлении железной дороги, куда я прибыла весной 1989 года, мне предложили поехать на Сахалин. На острове начала работать в должности бригадира лесозащитных насаждений на железнодорожном участке «Победино – Макаров». Жила в поселке Кошевое, где находился большой лесопитомник. Все коммунальные хозяйства области для озеленения городов и поселков им пользовались. На выходные дни ездила на мотоцикле в г. Поронайск — к морю.

В 1989 году родился сын. Для того, чтобы устроить его в детский сад, согласилась на предложение заведующей дошкольного образовательного учреждения «Дружные ребята» сменить профессию и стать воспитателем, а с введением ставки — инструктором по физической культуре. Работа понравилась.

В целях дополнительного заработка летом в течении шести лет работала инструктором по физической культуре в пионерском лагере «Шахтер», находившемся в ведении ГРЭС «Восток». В 1997 году я оставила детский сад и перешла на работу в коррекционную школу учителем физкультуры.

Чтобы иметь возможность работать учителем физкультуры в 2003 году выехала в Хабаровск, где поступила в Дальневосточную государственную академию физкультуры на тренерский факультет со специализацией «оздоровительная гимнастика». Училась на отделение заочного обучения. Два раза в год выезжала на материк. На пятом курсе перед началом летней сессии оставила вуз — не хватило средств оплатить учебу. Но и с неоконченным высшим образованием, я могла работать в школе.

Пристрастилась к утиной охоте… Продолжала заниматься плаванием, теперь уже в море. Плывешь по силам, чтобы к берегу наверняка вернуться. Однажды с сыном в очередной раз приехали на море. Он на берегу, а я как обычно в заплыв… В тот день залив Терпения белый туман будто ковром накрыл… Берег из виду потеряла. Первый раз испугалась волны. Плескалась, булькалась… Море сжалилось надо мной, выплюнуло на песчаную косу на расстоянии пяти километров от места стоянки в районе старого маяка, между п. Гастелло и Поронайском (маяк был разрушен в начале 90-х годов — прим. автора). Выбралась на песочек, ничего не соображаю, подумала только: «Где я?», а потом, когда огляделась: «Ничего себе!» … и бросилась бегом к сыну. А там уже поисковая бригада собралась с лодками и баграми. Люди увидели — мотоцикл стоит, ребенок плачет, вещи лежат… тревогу забили. С той поры к морю я с осторожностью отношусь и с уважением…

2

Демографы и социологи отмечают, что в современных условиях развития общества более всего страдает семья. Ослабляются сложившиеся нравственные и этические нормы, традиции семьи. Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских эмоциональных отклонений и нарушений. Это создаёт значительные проблемы в развитии ребёнка и затрудняет процесс специальной коррекционной педагогической помощи. По данным НИИ детства, ежегодно в России рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 10-12 % — имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, у значительного числа детей наблюдаются стёртые нарушения, хронические заболевания. За период с 2009 по 2011 годы число детей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, увеличилось с 423 тыс. человек до 513 тыс. человек. Среди них преобладают категории детей с нарушением интеллекта и с задержанным психическим развитием.

Проблема специального (коррекционного) образования, воспитания развития детей требует пристального внимания государства и общества, глубокого осмысления в педагогической науке и практике.

— Когда я в Южно-Сахалинске бываю, глаза автоматически видят детей с нарушением интеллекта и с задержанным психическим развитием, их, поверьте, немало, — рассказывает Татьяна Дёмина. — Одни дети медлительны и вялы. Другие, наоборот, отличаются бессмысленной суетливостью, наличием лишних, не относящихся к делу движений… Недавно в зоопарке у клетки с верблюдом видела мальчика — мимика, жесты, речь… все говорит за то, что это «наш» ребенок…

В Сахалинской области специальные коррекционные школы функционируют в гг. Александровске-Сахалинском, Поронайске, Холмске, Долинске, Невельске, пос. Смирных и других населенных пунктах. Их деятельность предполагает использование системы педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Далеко не все дети с нарушениями интеллекта попадают в коррекционные школы. Учителя общеобразовательных школ жалуются на то, что некоторые учащиеся не обучаемы, им ничего не стоит пропускать уроки, бродяжничать… Но их родители против того, чтобы отдавать детей в коррекционную школу. Это плохо, прежде всего, для самих детей. Они зачастую становятся изгоями среди сверстников, не получая специальной педагогической поддержки. В школах пока не создана среда для этого, толерантность окружающих к таким детям низкая. Дети остро реагируют, если к ним относятся пренебрежительно, обзывают. Вместе с тем в той же Японии дети с ограничениями в здоровье учатся вместе с обычными детьми и таких проблем не испытывают. Надо ещё много времени, как в других странах, чтобы это стало возможным у нас …

— Ребенок с ограничениями здоровья живет совершенно другой жизнью. Это социально-замкнутые дети. Ведь если аномальный ребенок не обладает достаточным и разнообразным двигательным опытом, то его общее психофизическое развитие будет страдать, так как он не сможет на должном уровне общаться с другими детьми, перенимать их опыт, играть вместе с ними. Первая встреча – в глаза не смотрит, вас не слышит — будто баскетбольный мяч. Вместе с тем дети данной категории имеют значительные потенциальные возможности в развитии. К окончанию школы они меняются, они смотрят вам в глаза, они открыты для взаимодействия с вами и с другими людьми, становятся увереннее и сильнее. Это значит, что ваша работа была не напрасна, что вы смогли помочь им.

— Что вы можете сказать об организации физического воспитания в системе специального образования? — спрашиваю учителя.

— Физическая культура – уникальный инструмент учебного цикла, который направлен не только на физическое развитие ребенка, физическую работоспособность, но и на развитие его умственных способностей. Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков — это способ активного развития, то для аномального ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе.

В системе специального образования своевременное (чем раньше – тем лучше) необходимо применение разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, имеющих единую целевую направленность – коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка. Положительными особенностями применения физических упражнений являются: универсальность (в организме нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение); отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок); возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.

— Дети в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида учатся с 1-го по 9-ый класс. Процесс физического воспитания строится стандартно: уроки физической культуры коррекционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. В зависимости от вида двигательных нарушений и двигательных возможностей детей, выбираю средства и методы осуществления коррекционной работы.

К нарушениям в развитии основных движений относятся: неточность движений в пространстве; неточность движений во времени; неумение выполнять ритмичные движения; низкий уровень дифференцирования мышечных усилий; низкий уровень развития функции равновесия; дискоординация движений. К нарушениям в развитии основных двигательных способностей относятся: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища (рук, ног, живота, спины); координации движений; мелкой моторики; быстроты движений; выносливости динамического характера; скоростно-силовых качеств; гибкости и подвижности в суставах. С родителями встречаюсь, с врачом беседую, изучаю медицинские карты, прежде чем приступаю к разработке комплексов упражнений…

— Для занятий физкультурой используется школьный спортивный зал 12Х6,5 м, тренажерный класс, пришкольная площадка, где можно играть в футбол и заниматься гимнастикой. Для этого есть самодельный бум, турники, рукоход, брусья – ещё с советских времен. Легкой атлетикой занимаемся на городском стадионе — до него пять — семь минут ходьбы — там есть беговая дорожка. Особенно детям нравятся прогулки по берегу моря. Берем с собой лопату — вскопаем песок, прыгаем в длину. В отлив устраиваем забеги босиком, играем в подвижные игры, строим песочные замки. В 2011 году управление просвещения ГО «Поронайский» передало школе 100 пар лыж для занятий лыжной подготовкой. Теперь можно экипировать весь класс, пользоваться лыжами в воскресные дни… Последние два года наших детей стали принимать в спортивную школу. В настоящее время в ДЮСШ занимаются Сергей Гарифулин (4 класс), Виктор Байков (8 класс) — они ходят в секцию тяжелой атлетики. Ещё один мальчик занимается борьбой. Воспитатели напоминают им о необходимости подготовки формы для занятий.

Процесс физического воспитания стараюсь строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытались их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляли регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Необходимо формировать у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать им сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное отношение к ним

Необходимо заботиться о расширение словарного запаса детей, понимание ими процессов жизнедеятельности организма и т.д., потому как низкий уровень теоретических знаний, сдерживает развитие важнейших психических функций (речи, памяти, мышления) ребенка. Делаю на компьютере мультики, чтобы на понятном детям языке, дать определение таким понятиям, как «быстрота», «выносливость», «сила», «ловкость», «гибкость»… Демонстрирую в движении разных животных (ту же черепаху), чтобы объяснить то или иное физическое качество.

3

Татьяна Дёмина всегда много времени уделяла самообразованию. Она стала победителем муниципального конкурса «Учитель года — 2010» г. Поронайска, а также приняла участие в областном конкурсе «Учитель года Сахалинской области — 2010» среди учителей коррекционных школ.

В течение ряда лет в школе ею реализуется программа «Мое здоровье», которая строится на средствах лечебной физической культуры.

— Каким должен быть педагог, работающий в коррекционной школе? — спрашиваю я.

— Педагог должен владеть основами здорового образа жизни – уметь устанавливать контакт с коллективом учащихся, быть наблюдательным и правильно интерпретировать вербальное и невербальное поведение, прогнозировать развитие своих учащихся, моделировать систему взаимоотношений в условиях коррекционной школы, личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей, быть милосердным. Есть дети, родители которых лишены родительских прав. Некоторые дети воспитываются в приемных семьях. Из района в школе-интернате живут около 40 детей, их забирают в выходные дни и на каникулы. Но есть дети, которые годами живут в школе — их никто не забирает… Некоторые дети идут в школу, чтобы выжить… Придет в класс, спрашивает: «Сахарок можно взять?». Из дома сахар, варенье приношу, чтобы угостить детей.

Родители привыкли, что в школу их приглашают для того, чтобы их отчитывать или ругать детей… Маму одного мальчика несколько раз в школу приглашала. Наконец она пришла. Сидит настороженно, ждет, что я ей скажу.

— Я поблагодарить вас хочу за воспитание сына. Он лучше стал учиться, заниматься спортом, — говорю я ей.

Она оторопела и расплакалась:

— Впервые в жизни я услышала хорошее о своем сыне, спасибо вам…

Педагог должен понимать детей, сострадать, чувствовать, когда они волнуются, знать чего они хотят сейчас и в будущем. Они должны ощущать, что вы учитель, который готов выслушать, помочь в трудную минуту… Что вы пытаетесь его или её оградить от улицы, где курят, пьют, сквернословят… уберечь от насилия. Ребенок должен чувствовать что учитель — друг …

Нашим детям не хватает внимания взрослых, материнского тепла. С утра, завидев меня, издалека приветствуют. За день десяток раз поздороваются, чтобы посмотрела, обратила внимание. Кто обнимет, кто за руку подержит. Помощь предлагают: «Давайте я вашу сумку понесу…». Нарасхват, в общем. Иной раз и скопом на мне повиснут

— Что я вам новогодняя ёлка, — шучу я, улыбаясь и везя на себе по школьному коридору целую ораву.

Морально трудно. В школе детям говоришь о правилах этики, в семье они узнают многое другое… Среди детей много курящих… Иногда кажется, что страсть к табаку они впитали с молоком матери. В школе мы утверждаем, что это вредно, а дома они видят, как родители курят, а в городе – подростки, а затем сами начинают курить… Высшая степень доверия детей,— не стянуть деньги из сумочки педагога, не обидеть бранным словом… это правда.

Существует понятие — «я в работе или работа во мне…». Второе как раз про меня. Что ни день, то событие… По сути живу в школе, все поровну и игры, и обиды — вместе поплачем, когда грустно, и посмеемся, когда радостно. Не надо комплексовать, бояться показаться смешной … Их надо понять, подняться до уровня их миропонимания. Мне все нравится… все, что нравится детям то и мне. Нарисовать или спеть — пожалуйста. Нужно стихи сочинить – сочиняю…

Вот это стихотворение я прочитала на конкурсе «Учитель года»

Мой ученик,

О строгий мой судья!

К тебе спешу вновь на уроки я.

Я сердце отдаю тебе, мой дорогой!

Все для тебя – вот мой закон святой.

 

Ты спросишь, почему так говорю?

Иначе не умею, просто не могу.

Только с тобой по-настоящему горю —

Иначе и не смею, просто не хочу.

 

Мой ученик, твоя беда всегда была моею.

Я радуюсь твоим успехам,

Я не смею, даже в чем ни будь

обманывать тебя.

Поверь мне, строгий мой судья!

 

В тебе черпаю множество идей.

Ты как спасение – вода в пустыне

для моих корней.

Ты солнца луч, поверь — это не лесть.

Спасибо ученик, что ты у меня есть…

Обязательно с прогулки несу какие-нибудь замысловатые коряги. Принесу в школу, что-нибудь с ней делаю вместе с ребятами. Однажды пень притащили, облепили цветами, получился «Весенний пень»… В классе стоит, каждый может присесть – если захочется.

Приучаю к бережливости. Как-то обращаюсь к ребенку 12 лет:

— Мне ненадолго надо выйти посмотри, чтобы никто не брал без меня мячи. Коля садится на мое место и кивает головой

Не успела далеко уйти – идет старшеклассник и тут же тянется за мячами. Слышу Коля своим тоненьким голоском:

— Татьяна Михайловна не разрешила без неё мячи брать, и я не разрешаю.

Старшеклассник отступился.

Если меня среди учителей похвалят – узнают, идут поздравлять, родителям скажут, те звонят.

В 2005 году вместе с педагогами выступала за районную команду КВН на зональных соревнованиях … Пришли как-то на соревнования. Спортивный зал. Учащийся лег в центральном круге – что тут поделать — ему удобно. Учитель из другой школы собрался его прогнать — окриком… Я прошу его не спешить. Подхожу к мальчику. «Виктор Александрович (всех детей называю по имени- отчеству), пора готовиться к игре» … Встает, уходит к ребятам. Это его поведение, он такой… Может вообще развернуться и уйти с площадки… Если они хотят вас расстроить, они сделают это… В случае проступка воспитанника помогает ирония: «Что же ты, герой, натворил?». Изредка использую прием игнорирования. В начале урока делаю проверку. Всех называю, а провинившегося не называю. Он в классе, но его будто бы нет. Через некоторое время идет извиняться, понимает, что сержусь на него. Иногда приходится быть актером, для каждого ребенка разным – ваше отношение к нему они видят на вашем лице — злой вы сегодня или добрый…в каком настроении пришли на работу, заинтересованы в том, что он делает и как …. Плохо, когда они вас боятся. С такими детьми работа кому-то покажется трудной — это так. Но, кто её сделает, если не я?

На занятиях мальчики занимаются с голым торсом. «Почему не в футболках?», — спрашивают педагоги… Футболки хватает ненадолго, если носить её постоянно. Дети потеют — футболка изнашивается. Через полгода она «сломается» от частого употребления, а другая не всегда есть …

Как классный руководитель я отвечаю за первую половину дня. Я должна собрать детей с кроватей и отправить в школу — с этого начинается рабочий день. Нет кого-либо — звони, ищи где угодно, но чтобы ребёнок сидел за партой. В любую секунду должна быть готовой успокоить класс, если что-то произойдет на уроках. Самоподготовку проводят воспитатели — работают через день.

— Воспитывать надо, но не приручать. Потерять класс можно быстро, когда педагог, к которому они привыкли, отсутствует. Как- то уехала в областной центр, слух по школе среди детей: «Татьяна Михайловна уехала, в школу можно не ходить…». Это не дело. Когда я выезжала на конференцию, для доклада мне понадобились дополнительные результаты тестирования моих учеников. Звоню в школу, объясняю коллегам, как провести тестирование, как установить инвентарь. Мне воспитатель говорит: «Не понимают, давайте я к трубке рупор приставлю, чтобы дети слышали, что вы говорите».

— Являюсь председателем комиссии по ГО и ЧС школы. Несу ответственность за безопасность детей. Совместно с директором школы создали бригаду из старшеклассников для поддержки педагогов в чрезвычайных ситуациях или тех же нянечек (после отбоя присмотр за детьми осуществляют няни – прим. автора). Ночной подъем для детей — своего рода учение, игра. Проверка была — пожарники ночью подняли детей по тревоге, вывели на улицу из школьного здания — ни единого замечания. В трудных ситуациях, в новой обстановке дети сплачиваются, держатся друг за друга, проявляют готовность к совместным действиям.

Пожарная часть как-то устроила соревнования по пожарно-прикладному спорту. Дети экипировку одевали … шлемы падают, куртки по колено, штаны болтаются. Зато эмоций, хоть отбавляй. Пожарные показали ребятам как быстро затушить костер. Затем была большая эстафета — надо было преодолеть препятствие, развернуть рукав, подключиться к гидранту, потушить два костра и сбить струей воды волейбольный мяч, установленный на стуле с расстояния в пять-шесть метров… Последнее задание дети сделали даже лучше пожарных Приз – круг почета в пожарной машине с включенной сиреной по пришкольной площадке…

В течение ряда лет мои ученики занимают призовые места в районном конкурсе строя и песни среди учащихся общеобразовательных школ.

— Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно. Поэтому, аномальным детям так необходимы занятия физической культурой, несложной трудовой деятельностью. В специальном (коррекционном) образовательном учреждении г. Поронайска дети обучаются швейному и штукатурно-малярному мастерству. В школе по курсу трудового обучения экзамен сдают, пыхтят от напряжения, потом идут в профессиональное училище, где получают специальность «штукатур – маляр». Все это полезно для их будущей жизни.

4.

Известно, что в человеке от природы заложены потребности, без которых он не может существовать. Это потребность в пище, сне и движении. И если у учащегося, как правило, удовлетворяются первые две, то потребность в движении – только у 10 -12% из них. Таким образом, возникает дефицит двигательной активности, т.е. «моторный голод», что является одной из важных причин снижения жизнедеятельности всего организма

Предмет «Физическая культура» выступает в качестве защиты мощнейшего натиска других предметов на здоровье ученика

Особое значение для коррекции дефектов и развития личности аномального ребенка имеет правильная постановка физического воспитания в младших классах. На начальном этапе обучения закладывается фундамент для дальнейшего физического развития детей, выработки у них навыков основных движений и формирования осанки, воспитания интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями. Младший школьный возраст благоприятен для коррекции недостатков развития. От физического воспитания в младших классах во многом зависит развитие личности аномального ребенка, его умственное развитие.

В настоящее время, в соответствии с Базисным учебным планам (специальных) коррекционных образовательных учреждений, на изучение физической культуры во всех VIII видах образовательных учреждения отводится два часа в неделю обязательных занятий. Кроме этого, на занятия физической культурой может быть выделено время компонента образовательного учреждения.

В 2011 году при взаимодействии с Лабораторией региональных образовательных систем и педагогических технологий СахГУ Татьяна Дёмина разработала «Программу коррекционного компонента базисного учебного плана по физической культуре специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-4 классов на основе использования японского мини-волейбола, включая подвижные перемены».

Программа ориентирована на выравнивание стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (с различной структурой дефекта), из разных социальных групп и слоев населения посредством укрепления здоровья школьников, совершенствования жизненно важных навыков и умений двигательной деятельности, коррекции и компенсации нарушений физического развития; совершенствование здоровьесберегающей направленности образовательного процесса; усиление воспитательного процесса школы с целью воспитания толерантного отношения друг к другу у всех участников образовательного процесса; создание воспитательной среды, способствующей социальной адаптации в современной жизни; повышение интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формам активного отдыха и досуга, самоорганизации.

Ученые и раньше рекомендовали использовать в программах по физическому воспитанию детей с ограничениями здоровья элементы различных видов спорта, подвижные и спортивные игры, специальные упражнения на точность, координацию движений и др. Развитие японского мини-волейбола на Сахалине осуществляется нами среди различных групп населения с 2002 года. До сих пор это были школьники обычных школ, студенты, взрослые.

— Привезла мини-волейбол в школу, сначала восьмому классу предложила: «Давайте сыграем с учителями». В состоявшейся встрече выиграли … учащиеся. Появился азарт. Педагоги завелись, начали приходить в спортзал. Провела мастер-класс для педагогов школы. Отметила положительный перенос навыков от мини-волейбола к игре в классический волейбол. Легкий мяч — дети не боятся, особенно девочки с их тонюсенькими пальчиками… Наиболее характерные для волейбола травмы пальцев, растяжения связок, вывихи, редко – переломы, получаемые при верхнем приеме и на блоке, в мини-волейболе отсутствуют. Очень активная, живая игра. Как школьный компонент зарекомендовала себя хорошо. В мини-волейболе важную роль играют зрительно-мышечные восприятия и реакции. В доли секунды требуется оценить множество ситуаций: характер расстановки своих игроков и действий противника, их возможности, сильные и слабые стороны, перемещения игроков, направление и скорость движения мяча. Поэтому у детей, занимающихся мини-волейболом хорошо развиваются периферическое, глубинное зрение, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка и вестибулярная устойчивость. Каждая игра сопровождается тренировкой и коррекцией основных психических процессов. Вырабатываются такие специализированные восприятия, как чувство мяча, чувство сетки, площадки, чувство времени, партнера. В игре зрительные восприятия всегда активны, так как предполагают немедленное действие: перемещения, группировку для приема мяча, передачи и нападающие удары. И все это в условиях дефицита времени, так как правила требуют короткого «чистого» касания мяча. Успех мини-волейбола, ко всему прочему, заключается и в возможности играть на одной площадке взрослым и детям

Только на уроках физической культуры добиться высокой эффективности в коррекции двигательных нарушений невозможно, так как плановые уроки удовлетворяют естественную потребность ребенка лишь на 10 – 15%. Перемена — дети кто куда… Теперь на большой перемене зал открыт – старшеклассники играют с младшими школьниками в мини-волейбол. Всю начальную школу перетащила в спортзал. Звонок на перемену — они все в спортзале… Дети стали больше общаться. Игра не конфликтна. Преимуществом мини-волейбола является минимальный контакт с соперником – только у сетки. Если в обычной жизни какому-то ребенку трудно поставить себя в детском коллективе, то здесь в команде он может выиграть у старшеклассников — это поднимает уровень самооценки.

Татьяна Михайловна подготовила и постоянно совершенствует необходимый для обучения игре дидактический материал. Провела открытый урок по теме «Обучение технике владения мячом в японском мини-волейболе» для учителей физкультуры на районном методическом объединении учителей.

— В программе районной спартакиады легкая атлетика, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей), лыжный спорт, лапта, туризм. В них по возрасту и физической подготовленности наши дети не могут участвовать. Мини-волейбол позволил детям с ограничениями здоровья включиться в соревнования наравне с другими детьми.

Светлана Федоровна Цай – зам директора по воспитательной работе так отзывается о работе Татьяны:

— Нам повезло — коллективу и детям, что у нас работает такой инициативный, активный, молодой учитель физкультуры, как Демина Татьяна Михайловна. В прошлом учебном году она познакомилась с новой игрой — японским мини-волейболом и стала активно пропагандировать его среди учащихся и среди нас — педагогов. Игра безопасна для здоровья, развивает подвижность, это эмоционально насыщенная игра. Заниматься могут как мальчики, так и девочки разного возраста, разной физической подготовленности и развития, разной степени и вида дефекта. Играя, дети помимо необходимых физических нагрузок, сбрасывают свою отрицательную энергию, воспитываются дружелюбие, толерантность, умение владеть собой, болеть за команду, игра может быть средством активного отдыха учащихся и педагогов. Это очень здорово, очень полезно… Помимо того, что мы активно занимаемся этим игровым видом спорта, но мы ещё и устраиваем соревнования и не только между классами, но и между педагогами и учащимися. Активное участие принимаем в Спартакиаде педагогических коллективов района, а в прошлом году наш коллектив – школа заняла второе место по японскому мини-волейболу, капитаном команды и лучшим игроком была Татьяна Михайловна.

Директор школы Нина Владимировна Васильевна Заикина тепло отзывается об учителе физкультуры

— Татьяна Михайловна – творческий учитель, применяет на уроках широкий спектр здоровьесберегающих технологий. Уроки содержательны и интересны. Осуществляет дифференцированный подход (работа по индивидуально- коррекционным картам) к учащимся. Учитель обладает удивительным даром: даже самого слабого ученика может заставить поверить в свои силы. На уроках достигается высокая степень обратной связи между учителем и учащимися, активизируются познавательные запросы учащихся. Уроки и внеклассные мероприятия проходят организованно и разнообразно. Постоянно находится в творческом поиске. В настоящее время ведёт исследовательскую работу по использованию нетрадиционных средств физической культуры в физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Татьяна Михайловна – активный, надёжный, исполнительный, дисциплинированный, сотрудник, готовый в любую минуту придти на помощь детям и взрослым.

5.

В 2012 году Татьяна Дёмина завершила обучение и получила квалификацию педагога по физической культуре и спорту в Сахалинском государственном университете. Кроме того, параллельно освоила в островном вузе и вторую образовательную программу высшего профессионального образования по специальности «Олигофренопедагогика», квалификация «учитель – дефектолог».

Являлась участником областных педагогических чтений «Проблемы и перспективы модернизация образования», по нашему предложению, стала соавтором доклада на международной конференции «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» (г. Уссурийск, 25 апреля 2012 г.) по проблемам специального коррекционного образования.

Новая встреча в лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий СахГУ и вновь я удивляюсь энтузиазму учителя, её постоянному стремлению к самосовершенствованию:

— Что считаете главным в своей работе? – обращаюсь я к Татьяне Михайловне.

— Надо любить детей и любить то, что ты делimg src=аешь, критически относиться к своим знаниям и умениям и навыкам… способам деятельности, с помощью которых ученики, имеющие особые образовательные потребности, овладевают программным материалом, быть готовым к возможным трудностям, с которыми ученики могут встретиться в процессе обучения и стремиться к взаимодействию с ними. Строить уроки в соответствии основным принципам коррекционно-развивающего обучения, проводить их на должном методическом уровне, со знанием теоретического и практического материала; с учетом учебно-познавательных, возрастных, психологических, индивидуальных особенностей учащихся данного образовательного учреждения; применять оптимальные формы организации учебно-познавательной деятельности; современные технологии обучения и воспитания. …. Медицинских знаний не хватает. Ходила на консультации в ЦРБ, областной физкультурный диспансер, как оказать ту же первую помощь…

Моя мечта создать экспериментальную площадку «Школа – территория здоровья». Уже сегодня наша школа может работать как методический центр по проблемам специального коррекционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для наших учителей это по силам. В 2008 году все педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации «Внедрение коррекционных развивающих технологий в систему работы воспитателей, педагогов коррекционной школы – интерната, детских ломов», которые провел на Сахалине аналитический научно-методический центр (АНМЦ) «Развития и коррекция» (г. Москва).

Учителя хорошие, есть опыт инновационной работы, методические материалы. Главное – чтобы детям было хорошо …

— Чем притягивает вас к себе Сахалин?

— На Сахалине 23 года. Украина снится. Но и здесь я чувствую себя как дома. Люди здесь необыкновенные — добрые, открытые. Мне, наверное, везёт на хороших людей. Знакомые как родственники. Нравится сахалинская природа. Каждый день — открытие. Окна моего дома на закат — сколько бы не смотрела, каждый раз по-новому, по-другому. Фотоаппарат всегда наготове.

Для уединения, размышления — берег моря, река Поронай. Люблю безумно наблюдать за переменами в природе, обдумывать новые идеи. А ещё мне нравится работать в нашей школе.

Что же касается японского мини-волейбола, то в мае этого года педагоги специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида г. Поронайска, стали первыми в районе среди тринадцати команд учителей, а дети — вторыми в шестёрке команд общеобразовательных школ, принявших участие в районных соревнованиях.

— Интересно было всем. В следующем году мы планируем попробовать свои силы на областном турнире.

Петр Пасюков

Оставьте комментарий

Можно использовать следующие стили оформления: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.