За окном гостиницы дождь
и радуга. Осенние краски на Хоккайдо пока ещё не столь выразительны, как на Сахалине.
В начале сентября над северными и северо-западными районами Японии пронесся тайфун «Лайонрок», зародившийся в Тихом океане. На Хоккайдо он нарушил работу железнодорожного и воздушного транспорта, оставил без электроэнергии многие населенные пункты. Тайфун сопровождался сильными ветрами, штормом на море и дождями. Как здесь говорили, «тайфун высадился на берег и затопил остров». Рабочие до сих пор продолжают ликвидировать последствия стихии. В связи с непогодой были отменены занятия более чем в сотне начальных и средних школ разных городов региона.
На климат Хоккайдо влияют сибирские ветры и холодные океанические течения. Лето здесь непродолжительное, а суровые зимы с обильными снегопадами тянутся долго. В северных районах Японии снега отнюдь не меньше, чем на Сахалине.
После завтрака отправляемся на экскурсию в город Отару, расположенный на берегу залива Исикари в округе Сирибеси. По сути, это пригород Саппоро — на автомобиле до него около 20 минут езды. Название населенного пункта айнского происхождения и переводится как «река на песчаном пляже». В 1880 году тогда ещё деревня Отару была соединена первой на Хоккайдо железнодорожной линией с Саппоро. В настоящее время население города — 126 019 человек.
Южная часть города расположена на крутых склонах гор. Территория между побережьем и горами почти полностью застроена.
Над городскими постройками видны барьеры, в зимнее время удерживающие снег от сползания.
Менее заселенную часть города на горных склонах называют Сака-но-мачи или «Горный город», включая холмы Фунамизака и Йикогусака. Поднимаемся на один из них. Свежий ветер. С двух сторон от асфальтированной дороги раскинулся дубняк. На дорожное полотно скатываются желуди. С вершины холма открывается отличный вид на Японское море.
Со стороны моря город прикрыт железобетонными оградительными сооружениями (молами) с сигнальными маяками на оконечностях. На берегу размещены причалы с перегрузочными устройствами. Отару долгое время являлся крупнейшим портом залива, откуда с начала 90-х годов сахалинцами активно вывозились подержанные японские автомобили. Городом-побратимом Отару стал Холмск.
Одной из главных достопримечательностей Отару является канал, украшенный уличными лампами в викторианском стиле. Фестиваль «Дорога снежных огней» в Отару проводится каждый февраль. В это время город украшают фонарями и небольшими снежными скульптурами. Обычно мероприятие проходит в то же время, что и Снежный фестиваль в Саппоро, чтобы туристы, прибывшие на Хоккайдо, могли за одну поездку посетить оба фестиваля.
Всюду множество туристов. Велорикша предлагает свои услуги. Пахнет молотым кофе. Много кафе и ресторанчиков, где можно вкусно поесть. В одном из кафе угощаемся горячей лапшой из пшеничной муки — удон. Интересен переоборудованный из склада пивной ресторан со своеобразным интерьером, в нем раньше хранились лодки и рыболовные сети.
Из других известных достопримечательностей стоит посетить Нишин Готен (особняк Сельди). Здание, построенное в 1897 году, когда-то было домом богатого рыбопромышленника.
Все здесь создано для того, чтобы создать у туристов и жителей города атмосферу веселья и праздника.
Здесь же заметны приметы приближающегося Хеллоуина. Например, огромная пластиковая тыква — главный символ сезонного сельскохозяйственного праздника, история которого началась на территории Великобритании и Северной Ирландии. У тыквы отсутствует сердцевина, прорезаны рот и глаза. Желающие могут влезть в неё целиком и попозировать друзьям, вооруженным фотокамерами.
В городе также есть большие торговые ряды. Туристы могут приобрести здесь предметы прикладного искусства, например, стаканы, музыкальные шкатулки.
Как и в Южно-Сахалинске, в Отару наблюдается традиция вывешивания молодоженами в примечательных местах «замков счастья». Для этого здесь, например, используется металлическая конструкция в виде ели — все замочки на ней одинаковые.
В старых районах Отару, как и в современных кварталах, все приспособлено для нормальной, комфортной жизни.
К четырем часам дня возвращаемся в Саппоро.
В аэропорту Читосе встречаемся со спортсменами, прилетевшими из Красноярска, Иркутска, Сочи, Улан-Удэ через Сеул и Шанхай. Всех нас встречает Кодзима Хидетоши — президент Всеяпонской ассоциации мини-волейбола. В Обихиро мы отправимся все вместе…
Водитель, упершись коленом в днище автобуса, размещает внутри багажного отсека чемоданы и сумки. Ботинок он оставил на асфальте, чтобы пыль с обуви не попала в багажник. На подножке автобуса — коврик, чтобы пассажиры, садясь в автобус, могли протереть обувь.
К нам присоединилась Ясуги-сан — переводчица. Теперь интенсивность нашего общения с японцами заметно возрастет.