Из опыта специализированной (коррекционной) школы VIII вида г. Холмска Сахалинской области
8 сентября 2012 г. в г. Холмске состоялась методическая конференция учителей физкультуры города и района. На ней состоялось обсуждение предварительных результатов работы экспериментальной площадки на базе С(К)ОШ VIII вида г. Холмска по проблеме:
«Формирование здорового образа жизни и коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья через использование японского мини-волейбола во внеклассной физкультурно-оздоровительной работе (директор Афанасьева Инна Павловна, учитель физкультуры Корниенко Светлана Ивановна,).
В настоящее время политика нашего государства направлена, на то, чтобы дети с ограниченными возможностями в здоровье чувствовали себя полноценными гражданами своей страны. Обучаясь в школе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми детьми. Важное значение для формирования личности, независимости от его возможностей здоровья и развития имеет внеклассная деятельность, Коррекционная школа не один год работает над проблемой адаптацией наших детей в социуме. Это занятия в спортивных секциях города – их посещают половина обучающихся в нашей школы. Это участие в городских соревнованиях по легкой атлетике, в городских соревнованиях среди общеобразовательных школ, в смотре строя и песни, сотрудничество с Лабораторией региональных образовательных систем и педагогических технологий Сахалинского государственного университета (руководитель, профессор, д.п.н. П.Н. Пасюков).
Из года в год мероприятий направленных на укрепление здоровья стало значительно больше, Так общее число физкультурно-оздоровительных мероприятий достигло 23.
С 2010 г на базе С(К)ОШ VIII вида г. Холмска была создана локально-экспериментальная площадка.
Целью экспериментальной программы является: обоснование эффективности использования нетрадиционных средств физической культуры (японского мини-волейбола) в физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях С(К)ОШ VIII вида в целях улучшения здоровья и развития двигательных способностей.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Изучить особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционного учреждения VIII вида г. Холмска
2. Разработать содержание занятий в секции оздоровительно- реабилитационной направленности на основе японского мини-волейбола.
3. Экспериментально обосновать эффективность использования японского мини-волейбола для улучшения здоровья и развития двигательных способностей детей с задержкой в развитии
Сроки и этапы реализации программы: 2010-2013 гг.
На первом (подготовительном) этапе прошли организационные мероприятия. Состоялось ознакомление с новой игрой мини-волейбол по-японски детей и педагогов, и подготовка инвентаря для ее проведения: сделаны стойки, сшиты жилетки, приобретена сетка и специальные мячи.
На втором этапе: состоялось изучение учебно-методической литературы, составлена программа и организованы занятия по мини-волейболу в спортивной секции (два раза в неделю), разработаны тестовые задания. Было проведено анкетирование среди учащихся и педагогов.На один из главных вопросов: «Служит ли мини-волейбол средством оздоровления?» все респонденты ответили положительно. Детям нравится, они заняты делом. Дети с ограничениями здоровья легко включаются в игру
На третьем этапе: состоялось участие наших детей в областных соревнованиях по мини-волейболу среди учащихся образовательных школ Сахалинской области (29 апреля 2012 года). Для них это был первый опыт участия в больших соревнованиях, ребята получили заряд положительных эмоций. Дети общались и соревновались на равных, а ведь среди них было 2 инвалида. Ущемленными не чувствовал себя никто. Желание посещать школьную спортивную секцию по японскому мини-волейболу увеличилось в 2 раза (табл.1),
Табл. 1
Динамика охвата обучающихся С(К)ОШ VIII вида г. Холмска
кружковой деятельностью
Физкультурно- спортивное направление |
Секция «Спортивные и подвижные игры» |
Количество учеников |
||
2009- 2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
||
12 |
12 |
24 |
Заболеваемость уменьшилась, дети стали больше общаться друг с другом и педагогами, что говорит о положительном влиянии мини-волейбола.
Учителям школы самим нравится играть в мини-волейбол. Мяч легкий, нет жесткого противодействия, бояться и прятаться не надо, правила просты, доступны. Игра эмоционально насыщена. Дает отдых для учителей на той же перемене, положительно сказывается на отношении детей к физкультуре. Со стороны учителей — это личный пример. Дети видят и сами приходят в зал: «Можно мы с вами будем играть».
Методическое объединение учителей-предметников г. Холмска подержало выполненную работу. Мнение — обобщить опыт работы, продолжить занятия мини-волейболом с детьми, внедрить на уроках физкультуры.
Светлана Корниенко