Перейти к содержимому

Лекция 2: ФУНКЦИИ ИГРЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЯПОНСКОГО МИНИ-ВОЛЕЙБОЛА

План:

1. Функции игры

1.1. Специфические функции мини-волейбола

1.2. Не специфические функции мини-волейбола

2. Ограничения и преимущества японского мини- волейбола и классического волейбола

Литература

 

Функции игры

Функция (от лат. function – исполнение, осуществление), 1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

1.1. Специфические функции мини-волейбола

Специфические функции мини-волейбола заключаются, в его свойствах, позволяющих, прежде всего, удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни:

Образовательная функция: использование в общей системе образования для формирования жизненно важных двигательных умений, спортивно- технических навыков и связанных с ними знаний, развитие физических качеств, т.е. как фактор физического образования.

Прикладная функция: использование в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально- прикладной физической подготовки.

Спортивная функция: фактор достижения определенных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека. Участие в товарищеских встречах, блиц-турнирах, соревнованиях на кубок или приз, чемпионатах, показательных выступлениях

Рекреативная функция: использование в сфере организации досуга, активного отдыха, доставляющего наряду с восстановлением сил удовольствие, развлечение. Фактор борьбы с утомлением Удовлетворение эмоциональных запросов и тренировка эмоционально- психической сферы человека.

Оздоровительно-реабилитационная функция: использование в системе специальных восстановительных мер, действенный фактор борьбы с утомлением, и восстановления утраченных функциональных возможностей организма в результате травм и заболеваний. Средство борьбы с гиподинамией, сохранения и укрепления здоровья в течение всей жизни.

 


 

 

1.2. Неспецифические функции мини-волейбола

Неспецифические функции мини-волейбола находят свое выражение в целенаправленном использовании ее в качестве фактора достижения гармонично развитой личности:

Эстетическая, нравственная, интеллектуальная функции: удовлетворение потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии. Гармония телесного и духовного развития, красота телосложения. Развитие интеллектуальных способностей человека, духовных и нравственных ценностей и качеств.

Нормативная функция: в связи с практикой использования мини-волейбола в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение. Как форма рационального использования свободного времени.

Информационная функция: выполнение определенной роли в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению материальных и духовных ценностей разных культур и народов. Источник новых фактов и закономерностей физического совершенствования человека, отражающих роль физической культуры в жизни общества и приобщения к ней людей.

Интернациональная функция: занимает важное место в сфере межчеловеческих контактов, включая интернациональные связи, воплощая гуманные идеи сотрудничества, дружбы и мира между народами. Этому способствует жизнеутверждающий характер деятельности, универсальность «спортивного языка».

Социальная и воспитательная функция: использование в собственно воспитательных целях, связанных с социальной направленностью системы воспитания. Фактор вовлечения людей в активную общественную жизнь, что дает возможность чувствовать независимость становления.

2. Ограничения и возможности японского мини- волейбола и классического волейбола

п.п.

Характеристики

Волейбол

Мини-волейбол

1.

Пол, возраст и рост игроков

Высокая сетка ограничивает деятельность игроков низкого роста и старшего возраста, особенно при блокировании и атакующих ударах

Низкая сетка дает возможность выполнять блокирование и атакующие удары, уравнивает шансы игроков разного возраста, пола и  роста

2.

Безопасность

Мяч может нанести травму, причинить боль при ударе или попадании в игрока

Мяч не  причиняет боль, когда ударяешь его или когда он попадает в игрока

3.

Правила игры

Правила относительно сложны, особенно для начинающих

Правила несложны, начинающим их легко понять и сразу включиться в игру

4.

Массовость

На площадке 18х9 метров могут одновременно играть 12 человек

На площадке 18х9 метров могут одновременно играть 16 человек (два игровых поля), что повышает эффективность использования стандартных спортзалов

5.

Техническая сложность

Мяч летает по заданной траектории

Мяч летает по криволинейной траектории, это увеличивает непредсказуемость игровых ситуаций, а тем самым  эмоциональность игры

6.

Физическая подготовленность

Игра предъявляет высокие требования к общей и специальной физической подготовленности

Игра подходит по уровню физической нагрузки и трудности всем. Дети и взрослые, мужчины и женщины, молодые и пожилые  могут играть вместе

7.

Обучение игре

Техника и тактика требуют нескольких лет обучения

Освоить игру можно менее чем за один год, не требует длительных тренировок

8.

Ограничения по здоровью

Уменьшают (сводят на нет)

 

перспективы спортивной карьеры

Игра служит средством оздоровления и

 

реабилитации, в неё могут играть инвалиды

 

Вопросы к обучающимся:

Дайте определение понятию «функции мини-волейбола».

Используя рисунки, дайте определение специфическим и неспецифическим функциям мини-волейбола.

Какие преимущества имеет мини-волейбол по-японски перед классическим волейболом?

Может ли мини-волейбол по-японски использоваться в системе подготовки квалифицированных волейболистов и каким образом? Обоснуйте свой ответ.

Как вы оцениваете перспективы развития мини-волейбола в своем городе (поселке), районе, области, крае.

ЛИТЕРАТУРА

Pasyukov P.N. Reform of the higher education and Scientific Research in the Development of Physical education and Sports in the Far East region of Russia (translated by Tokoro, S., Ulizimenekh, G) //Journal of Higher Education and Lifelong Education. Vol.6., 1999 (in press). – p. 32-36. (in Japanis)

Пасюков П.Н. Восток — Запад: диалог культур (анализ региональных спортивных связей на Дальнем Востоке России): — Челябинск: УралГАФК, 2000. — 167 с.

Пасюков П.Н. О направлениях международного сотрудничества в сфере образования и науки на Cеверо – Востоке Евразии //Физкультурное образование в странах северо-востока Азии на рубеже веков: матер. межд. конф. — Хабаровск: ДВГАФК, 2001. — С. 161-169.

Пасюков П.Н. О региональной составляющей содержания непрерывного физкультурно-педагогического образования //Подготовка кадров и образование в области физической культуры, спорта и туризма: матер. межрегион. метод. конф. — Хабаровск: ХГИФК, 2001. — С. 52-57

Пасюков П.Н. О национально-региональном компоненте физкультурно- педагогического образования //60 лет детско-юношескому движению в России: матер. всерос. науч. — практ. конф. — Екатеринбург: 2003. — С. 25-28.

Пасюков П.Н. Физическая культура как фактор социальной интеграции и совершенствования личности //Физическая культура, спорт, здоровье: проблемы, ценности, решения: матер. междунар. науч. — практ. конф. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2003. — С. 121-124.

Пасюков П.Н. Развитие региональной науки в сфере физической культуры и спорта в контексте модернизации высшего профессионального образования //Теория и практика физической культуры. — №7. — 2004. — С. 11-16.

Пасюков П.Н. Мини-волейбол по-японски: история, теория и практика: Учебное пособие: Южно-Сахалинск: ООО «Изд-во «Эйкон», 2009. — 117 с.

© П.Н.Пасюков