Т.М.Демина
28 февраля 2011 года. В специальной коррекционной общеобразовательной школе г. Поронайска Сахалинской области (директор Заикина Нина Владимировна, учитель физкультуры Демина Татьяна Михайловна) на уроках физической культуры дети начальных классов играют в японский мини-волейбол. Вариативный компонент позволяет школе включать в урок физкультуры физические упражнения, в том числе нетрадиционные, которые интересны детям и позволяют эффективно решать задачи физического воспитания детей с ограничениями здоровья.
В октябре 2010 года основатель игры Хидетоши Кодзима и зав. кафедрой физкультуры и спорта СахГУ П.Н.Пасюков провели мастер-класс. С тех пор игра начала развиваться в нашем районе.
В первых классах на мини-волейбол я выделяю 6 часов, во 2-х классах также 6 часов. В 3-х классах – 8 часов. Кроме того, дети могут играть в эту игру во внеурочное время. Этой игрой мы заразили педагогов. В коррекционной школе в первой половине дня работают учителя, во второй — воспитатели. Приходя в спортивный зал, они сами выходят на площадку, включаются в игру вместе с детьми.
Игра несложная для наших детей. В классах мало детей и они все могут выйти на площадку. Дети с нарушением психики, с ослабленным здоровьем могут играть на равных со своими сверстниками. Мне нравится, когда они радуются и веселятся на площадке, играя в мини-волейбол. Мы провели соревнования среди учащихся 1-4 классов, лучших наградили призами.
Некоторые учителя физкультуры считают, что японский мини-волейбол мешает осваивать технику игры в классический волейбол. Свое слово здесь должны сказать специалисты. Пока же в Спартакиаде района мы можем играть только в волейбол, а значит уделять внимание ему. Надеюсь, что мини-волейбол тоже будет включен в спартакиаду и позволит включиться в соревнования многим детям.
На уроках мы стараемся дифференцировать физические упражнения в зависимости от заболеваемости детей. Мини-волейбол увеличивает возможности для выбора. Игра развивает координацию, психомоторные качества, учит взаимодействию в коллективе, компенсирует недостатки психического и физического развития. Дети с ограничениями здоровья быстро включаются в игру, легко осваивают правила, построения и перестроения, которые в целом, те же, что и в классическом волейболе.
В качестве игрового компонента японский мини-волейбол успешно использует на уроках физической культуры СОШ №7 Наталья Анатольевна Колупаева и другие учителя г. Поронайска.